Космическая линза помогла телескопу «Hubble» рассмотреть уникальные инфракрасные галактики

Эти галактики живут в необычно плотных областях пространства, которые каким-то образом способствовали быстрому формированию звезд в ранней Вселенной.

С помощью гравитационного микролинзирования космический телескоп «Hubble» захватил уникальные панорамные снимки самых ярких инфракрасных галактик во Вселенной, которые в 10 000 раз ярче, чем наш Млечный Путь.

Изображения показывают запутанную сеть деформированных объектов с экзотическими узорами, такими как кольца и дуги. Нечетные формы на снимках главным образом обусловлены мощным гравитационным искажением галактиками переднего плана, выступающими в роли линзы. Но они также могут быть вызваны столкновениями между далекими массивными галактиками.

«Эти ультра-яркие, массивные галактики со звездообразнием большая редкость. Гравитационная линза увеличивает их так, что мы можем видеть мелкие детали, структуры, размером около 100 световых лет в поперечнике. Мы хотим понять, что питает этих монстров, и естественные космические линзы позволяют нам изучать их более подробно», – сказал Джеймс Ловенталь из Колледжа Смита в Нортгемптоне (США).

Эти галактики пылают звездообразованием, создавая более 10 000 новых звезд в год. Необычно быстрое рождение светил происходит на пике звездного бума во Вселенной, произошедшего более 8 миллиардов лет назад. Это безумие создает много пыли, что делает галактики слишком слабыми в видимом свете. Но они яростно сияют в инфракрасном свете, с блеском от 10 до 100 триллионов Солнц.

По данным исследовательской группы, во всей Вселенной существует лишь несколько десятков этих ярких инфракрасных галактик. Они живут в необычно плотных областях пространства, которые каким-то образом способствовали быстрому формированию звезд в ранней Вселенной.

Исследуемые объекты могут ответить на вопрос, как галактики формировались миллиарды лет назад. «Многое неизвестно о формировании звезд и галактик. Чтобы иметь полное представление об этих процессах нам нужно понять крайние случаи, такие как эти галактики, а также средние случаи, как наш Млечный Путь», – пояснил Джеймс Ловенталь.

Эти яркие галактики существовали между 8 миллиардами и 11,5 миллиардами лет назад, когда Вселенная производила звезды с огромной скоростью, от 5000 до 10 000 раз быстрее Млечного Пути. Однако, остается непонятным, как они формируют светила, используя то же количество газа, что содержится в нашей Галактике.

Так что же подпитывает это потрясающее звездообразование?

«Мы уже два десятилетия знаем, что некоторые из самых ярких и массивных галактик во Вселенной содержат очень много пыли и подвержены всплескам звездообразования. Но их очень трудно изучать, так как пыль скрывает их и делает практически невозможными наблюдения в видимом свете. Кроме того, они большая редкость», – продолжает Джеймс Ловенталь.

Некоторые исследователи считают, что эти галактики могут быть более яркими отдаленными родственниками огромных, заполненных пылью и звездами ультра-светящихся инфракрасных галактик (ULIRGS), наблюдаемых в ближней Вселенной. Звездообразование в ULIRGS вызывается при слиянии двух спиральных галактик, что является одной из возможных причин звездного бэби-бума у ​​их более отдаленных родственников. Однако, компьютерное моделирование формирования и роста галактик показывает, что крупные слияния происходят в более позднюю эпоху, чем та, в которой видны эти структуры.

Еще одна идея звездного всплеска заключается в том, что в далекие галактики поступает большое количество газа, необходимого для создания звезд. «Ранняя Вселенная была плотнее, поэтому, возможно, газ обрушивается на галактики, или же они питаются по какому-то каналу, о котором мы пока не знаем», – заключил Джеймс Ловенталь.