Эндрю Морган

Олег Скрипочка

Джессика Меир

Последнее обновление в разделе Далекий космос

Опубликовано

Недостроенный радиотелескоп открывает магнетар, проснувшийся после трехлетней спячки

Тестовые наблюдения на строящемся в Южной Африке радиотелескопе «MeerKAT» позволили запечатлеть редкое событие: вспышку активности экзотической звезды, которая «спала» более трех лет. Результаты исследования представлены в журнале The Astrophysical Journal.

«26 апреля 2017 года, наблюдая за спящим магнетаром PSR J1622−495 в 30 000 световых годах от Земли с помощью австралийского радиотелескопа «Parkes», мой коллега неожиданно заметил яркие радиоимпульсы, повторяющиеся каждые 4 секунды. Несколькими днями позже на «Parkes» началось запланированное техобслуживание, и здесь настал звездный час «MeerKAT». Несмотря на то, что он все еще находится в стадии строительства, команда по вводу в эксплуатацию начала мониторинг объекта с помощью 16 из 64 антенн. Наблюдения оказались важнейшими для понимания природы этих импульсов – мы зафиксировали возрождение мертвой звезды», – рассказывает Фернандо Камило, главный научный сотрудник Южноафриканской радиоастрономической обсерватории.

Когда у звезд, превышающих по массе Солнце примерно в 8-10 раз, заканчивается топливо, их внешние слои выбрасываются в космос в ходе самых жестоких событий во Вселенной – взрывах сверхновых. На месте взрыва остается нейтронная звезда, представляющая собой невероятно плотный объект диаметром всего 10-20 километров. Эти «мертвые звезды» очень быстро вращаются, от одного раза за несколько секунд до нескольких сотен оборотов в секунду, и некоторые из них обладают магнитным полем в триллионы раз сильнее, чем у Земли.

Иногда случайное выравнивание магнитных полюсов нейтронной звезды приводит к тому, что телескопы улавливают всплески электромагнитных волн – кажущиеся пульсации, вызванные ее вращением. В Млечном Пути таких объектов, называемых пульсарами, известно около 3000.

Но есть еще более редкое подмножество нейтронных звезд – магнетары. На сегодняшний день в нашей Галактике их открыто всего две дюжины. Их магнитные поля в 1000 раз сильнее, чем у обычных пульсаров. Энергия, связанная с такими полями, настолько велика, что она почти разрывает звезду, и магнетары, как правило, нестабильны. Они демонстрируют большую изменчивость в физических свойствах и электромагнитном излучении. Известно, что все магнитары излучают в рентгеновском диапазоне, но только четыре из них видны на радиоволнах. Одним из них является «проснувшийся» PSR J1622−495.

На данный момент астрономы не могут сказать, что привело к пробуждению магнетара, однако последующие наблюдения за источником в ближайшие несколько месяцев должны раскрыть загадку возрожденной звезды.