Сергей Рыжиков

Сергей Кудь-Сверчков

Кэтлин Рубинс

Последнее обновление 16 часов назад в разделе OSIRIS-REx

Опубликовано

Открыта гигантская «планета железных дождей»

Столь странные климатические условия на раскаленной WASP-76b вызваны тем, что она постоянно обращена к своей материнской звезде одной стороной.

Данные, полученные в ходе наблюдения экзопланеты WASP-76b на Очень Большом Телескопе (VLT) Европейской южной обсерватории (ESO), показали, что на дневной стороне этого гигантского внесолнечно мира температура поднимается выше 2400 градусов по Цельсию, под действием которой испаряются металлы. Затем сильные ветра переносят пары железа на более холодную ночную сторону, где они конденсируются в капли и выпадают в виде дождя. Выводы ученых представлены в журнале Nature.

«Можно сказать, что на этой планете дождливые вечера, вот только дождик там железный», – говорит Давид Эренрайх, ведущий автор исследования из Женевского университета (Швейцария).

Удивительная планета WASP-76b находится на расстоянии около 640 световых лет от нас в созвездии Рыб. Она почти вдвое превышает по размеру Юпитер и проживает в системе довольно молодой звезды, которая в 1,5 раза массивнее, в 1,75 раза больше и на 600 градусов горячее нашего Солнца.

Столь странные климатические условия на «планете железных дождей» являются следствием того, что WASP-76b постоянно обращена к своей материнской звезде одной «дневной» стороной, а другая ее сторона погружена в вечный мрак. Подобно Луне, которая таким же образом связана с Землей, это далекий негостеприимный мир находится в состоянии «приливного захвата»: он совершает оборот вокруг своей оси ровно за столько же времени, за сколько обращается вокруг звезды. Кстати, год на WASP-76b длится всего 1,8 земного дня.

На дневную сторону планеты обрушивается в тысячи раз больше излучения от ее материнской звезды, чем Земля получает от Солнца. Там так жарко, что молекулы распадаются на атомы, а металлы вроде железа испаряются. Экстремальная разница температур между дневной и ночной сторонами WASP-76b приводит к тому, что в металлической атмосфере дуют сильнейшие ветры, которые переносят железные пары с горячей дневной на более холодную ночную сторону – на ней температура падает примерно до 1500 градусов по Цельсию.

«Часть железа переносится на ночную сторону благодаря осевому вращению планеты и атмосферным ветрам. Там железо попадает в значительно более холодную среду, конденсируется и выпадает в форме дождя», – заключила Мария Роза Запатеро Осорио, соавтор исследования из Центра астробиологии в Мадриде (Испания).

Больше по теме:   ESO  Экзопланеты