Эндрю Морган

Олег Скрипочка

Джессика Меир

Последнее обновление 22 часа назад в разделе Земля

Опубликовано

Получен детальный снимок неожиданно потускневшей Бетельгейзе

Данные отчетливо демонстрируют изменения, произошедшие как с блеском, так и с видимой формой звезды.

Используя Очень Большой Телескоп (VLT) Европейской южной обсерватории (ESO), астрономы получили изображения поверхности неожиданно потускневшего красного сверхгиганта Бетельгейзе, проживающего на расстоянии более 700 световых лет от Земли в направлении созвездия Орион. Высококачественные снимки демонстрируют не только снижение блеска светила, но и изменение его видимой формы.

«Бетельгейзе всегда была ярким красным маяком на ночном небе, но за последний год ее блеск начал ослабевать и на данный момент составляет примерно 36% от ее обычной яркости. Это изменение заметно даже невооруженным глазом. И любители астрономии, и ученые надеются выяснить причины этого беспрецедентного потускнения звезды», – отмечают в ESO.

Группа астрономов под руководством Мигеля Монтарже из Левенского католического университета (Бельгия) наблюдает за слабеющей Бетельгейзе с декабря 2019 года, однако ранее эта же команда уже исследовала звезду в январе 2019 года, еще до того, как она начала тускнеть, что позволило провести сравнение двух изображений красного сверхгиганта до и после изменения его блеска.

Данные, полученные в оптических лучах, отчетливо демонстрируют изменения, произошедшие как с блеском, так и с видимой формой звезды.

Многие любители астрономии ухватились за идею, что потускнение Бетельгейзе означает ее скорый взрыв. Как все красные сверхгиганты, Бетельгейзе однажды превратится в сверхновую, но ученые считают, что это произойдет очень не скоро. Для объяснения причин зарегистрированного резкого изменения блеска и формы звезды, у них есть другие гипотезы.

«Мы разрабатываем два возможных сценария: резкое охлаждение поверхности звезды из-за исключительно высокого уровня звездной активности и выброс пыли по направлению к нам. Конечно, наши знания о красных сверхгигантах еще остаются неполными, и исследования продолжаются, так что сюрпризы все равно возможны», – заключил Мигель Монтарже.

Больше по теме:   ESO  Звезды  Фотографии