Существует ли планета с кольцами, которые в сотни раз шире, чем у Сатурна?

Исторические данные пока не подтвердили затмений звезды J1407 удивительной экзопланетой, но позволили определить годы потенциальных транзитов J1407b по ее диску.

Тщательный анализ сотен фотопластинок звезды J1407 между 1890 и 2007 годами не показал ее затмений. Робин Ментел, магистрант Лейденского университета, не смог обнаружить провалы в светимости J1407 из-за планеты J1407b, гипотетически имеющей гигантские кольца. Однако затмение могло быть пропущено, поскольку наблюдения за звездой не были непрерывными. Исследование принято к публикации в журнале Astronomy and Astrophysics.

Робин Ментел изучал юную солнцеподобную звезду J1407 (ее возраст составляет 16 миллионов лет), расположенную на расстоянии около 460 световых лет от Земли в направлении созвездия Центавра. В 2007 году звезда показала странную серию звездных затмений. В 2015 году группа исследователей выступила с объяснением этих провалов в яркости: вокруг звезды вращается экзопланета J1407b с огромной кольцевой системой, в сотни раз превышающей кольцевую систему Сатурна. В 2016 году астрономы подсчитали, что кольцевая система может быть стабильной, только если кольца вращаются против движения планеты вокруг звезды. Но теперь, в 2018 году, ученые объявили, что пока не смогли найти подтверждений затмений между 1890 и 2007 годами.

Два года назад Робин Ментел в Германии изучил 490 фотографических пластинок звезды J1407. Самые старые записи в «Цифровом доступе к веку наблюдений неба в Гарварде» датировались 1890 годом. Также были изучены материалы из коллекций обсерваторий Бамберга и Зоннеберга. Ментел сравнил яркость звезды J1407 с двумя одинаково яркими звездами, расположенными рядом с ней. Если бы звезда J1407 была затенена в какой-то момент, она выглядела бы слабее на фотографии, чем две соседние звезды. В итоге, ученый не обнаружил затмений на фотопластинках.

Благодаря этим результатам исследователи установили ограничения на потенциальную продолжительность периода между двумя затмениями. Они считают, что в 2021 или 2024 годах их ожидает другой провал в яркости J1407, и поэтому им придется ждать подтверждения еще несколько лет.

Читайте и распечатывайте последние новости астрономии, космоса и космонавтики на сайте https://in-space.ru