Алексей Овчинин

Энн МакКлейн

Последнее обновление 13 Jun в разделе Галактики

Опубликовано 28 марта в 19:33

3K

Телескоп «Hubble» запечатлел самоуничтожение гигантского астероида

Благодаря объединению данных с наземных телескопов и снимков космического телескопа «Hubble» астрономам удалось обнаружить и запечатлеть редкое явление – саморазрушение гигантского астероида под действием солнечного излучения. Результаты наблюдений и выводы ученых представлены в журнале The Astrophysical Journal Letters.

«Четкие изображения с «Hubble» предоставили исследователям новое понимание необычного прошлого астроида Голт. Объект имеет размер 4–9 километра и выделяется на фоне других узкими кометоподобными хвостами из обломков, которые говорят о том, что он медленно самоуничтожается. Каждый хвост является свидетельством активного события, выбросившего материал в космос», – пишут исследователи.

Астероид Голт был обнаружен в 1988 году. Он является одним из немногих, которые удалось «поймать» в процессе распада, известном как ЯОРП-эффект. Он возникает, когда солнечный свет неравномерно нагревает астероид, и инфракрасное излучение, выходящее с теплой стороны объекта, уносит и тепло, и импульс. Это создает небольшую силу, которая может заставить астероид вращаться быстрее. В итоге, если центробежная сила начинает превосходить силу тяжести, объект становится нестабильным, например, на нем начинают происходить оползни, выбрасывающие в космос обломки и пыль. Именно этот процесс, по мнению исследователей, и запечатлел «Hubble» у астероида Голт.

По оценкам астрономов, среди 800 тысяч известных астероидов, которые населяют пояс астероидов между Марсом и Юпитером, разрушения ЯОРП происходят примерно раз в год, и непосредственное наблюдение этого процесса предоставило астрономам особую возможность изучить состав астероидов. Исследуя материал, который эта небесная скала выбрасывает в пространство, ученые могут проследить историю формирования планет на заре Солнечной системы.