В Намибии обнаружено древнее гигантское существо, похожее на саламандру

Это свирепый хищник, живший еще за сорок миллионов лет до появления первых динозавров.

На территории Намибии обнаружены окаменелости четырех особей крупного саламандроподобного животного возрастом более 280 миллионов лет. Хищник, получивший название Gaiasia jennyae, обладал черепом в 60 сантиметров, телом в полтора человеческих роста, пастью с гигантскими клыками и зубами и, возможно, был самым крупным существом в своем роде. Находка заполняет пробел в летописи окаменелостей и указывает на то, что ранние четвероногие были распространены более глобально, чем считалось ранее. Об открытии сообщается в журнале Nature.

«Этот свирепый хищник, живший еще за сорок миллионов лет до появления первых динозавров, был значительно крупнее человека и, вероятно, обитал на дне болот и озер. Скорее всего он был относительно медлительный и нападал из засады», – рассказывают авторы открытия.

Ископаемое названо в честь формации, где оно было найдено, и в честь Дженни Клак, палеонтолога, специализировавшегося на эволюции ранних четвероногих – четырехлапых позвоночных, которые произошли от лопастеперых рыб и дали начало амфибиям, рептилиям, птицам и млекопитающим.

Большинство идей о ранней эволюции четвероногих основаны на окаменелостях, обнаруженных на обширных древних экваториальных водно-болотных угодьях на территории нынешней Европы и Северной Америки. Однако Gaiasia jennyae обитал гораздо южнее в районе древнего великого южного суперконтинента Гондвана примерно на 55 градусах южной широты, или почти на одном уровне с самой северной точкой Антарктиды сегодня.

«Хотя и сегодня Намибия граничит с Южной Африкой, 300 миллионов лет назад она была еще южнее. В то время Земля приближалась к концу ледникового периода. Болотистая местность вблизи экватора высыхала и все больше покрывалась лесами, но ближе к полюсам болота оставались, потенциально рядом с участками льда и оледенений», – отметили авторы открытия.

В более теплых и сухих частях света животные эволюционировали до новых форм. Ранние четвероногие позвоночные разветвлялись и разделились на линии, которые однажды станут млекопитающими, рептилиями и амфибиями. Но на окраинах, в таких местах, как нынешняя Намибия, сохранились более древние формы.

«Gaiasia jennyae является архаичным существом, связанным с вымершими амфибиеподобными животными – колостеидами, – которые характерны для еще более раннего периода и были заменены более современными амфибиями и рептилиями около 307 миллионов лет назад», – пояснили авторы открытия.

Есть и другие, более архаичные животные, которые все еще существовали 300 миллионов лет назад, но они были редки и небольшого размера. И хотя Gaiasia jennyae – это всего лишь один вид, он дает общую информацию для палеонтологов, изучающих, как менялся мир в пермский период.

«То, что происходило на крайнем юге, сильно отличалось от жизни на экваторе. И это действительно важно, ведь в то время появилось множество групп животных, о происхождении которых мы толком не знаем. Тот факт, что мы нашли Gaiasia jennyae на крайнем юге, говорит нам о процветающей там экосистеме, которая могла поддерживать очень крупных хищников», – заключили авторы открытия.