13K

Вспыхнув, исчезли: 72 загадочные космические вспышки

3 апреля 2018 года Миика Пурсиайнен из Университета Саутгемптона (Великобритания) представил результаты проведенных наблюдений на Европейской неделе астрономии и космической науки в Ливерпуле. Его команда зафиксировала 72 очень ярких, но быстрых события и изо всех сил пытается объяснить их происхождение.

«Исследование DES-SN помогает нам понять темную энергию, которая сама по себе совершенно необъяснима. Но, кроме этого, оно выявляет множество удивительных событий. Наша работа подтвердила, что астрофизика и космология – это науки, в которых все еще бесконечно много открытых вопросов!» – прокомментировал открытие Миика Пурсиайнен.

Ученые обнаружили оптические транзиенты в данных DES («Dark Energy Survey») по программе поиска сверхновых (DES-SN). Это часть международного усилия, направленного на понимание темной энергии, определяющей ускоренное расширение Вселенной. DES-SN использует большую камеру на 4-метровом телескопе в Межамериканской обсерватории Серро-Тололо (CTIO) в чилийских Андах. Обзор ориентирован на взрывы массивных звезд в конце их жизни. Вспышка сверхновой может на короткое время быть столь же ярким, как целая галактика, состоящая из сотен миллиардов звезд.

Пурсиайнен и его сотрудники обнаружили самое большое количество этих быстроразвивающихся световых событий на сегодняшний день. Даже для транзиентов они были очень своеобразны: существовали экстремально короткое время, от недели до месяца. Обычно вспышки сверхновых длятся несколько месяцев и более того.

События оказались как горячими, с температурами от 10 000 до 30 000˚C, так и внушительных размеров: от нескольких до 100 астрономических единиц (расстояний от Солнца до Земли). С течением времени вспышки, по-видимому, расширялись и охлаждались, что в целом ожидается от взрыва, такого как сверхновая.

По-прежнему обсуждается происхождение этих необычных событий. Один из возможных сценариев заключается в том, что звезда сбрасывает много материала еще до взрыва сверхновой и в итоге может быть полностью окутана коконом материи. Затем сама сверхновая нагревает окружающий материал до очень высоких температур. В этом случае астрономы видят горячее облако, а не сам звездный взрыв. Но, чтобы подтвердить это, команде потребуется гораздо больше данных.

В будущем команда планирует продолжить поиск транзиентов и оценить, как часто они возникают по сравнению с «обычными» сверхновыми.

Больше по теме:   Сверхновые