Черная дыра слишком большая для своей галактики

Ученые обнаружили черную дыру, растущую значительно быстрее, чем ее родительская галактика. Черная дыра изначально обнаружена космическим телескопом NASA «Хаббл», после этого ее зафиксировали другие телескопы ESA и NASA.

Бенни Трахтенброт из швейцарской высшей технической школы Цюриха и международная команда астрофизиков, провели наблюдение за черной дырой, используя 10-метровый телескоп обсерватории «Кека» на Гавайях и получили удивительные результаты. Анализ данных, собранных на Гавайях, показал, что черная дыра имеет 7 миллиардов солнечных масс и является одной из самых массивных черных дыр, обнаруженных до сих пор. Но в большей степени исследователей поразила не черная дыра, а масса ее галактики CID-947.

«Замеры соответствуют массе обычной галактики», – говорит Бенни Трахтенброт, научный сотрудник астрофизической исследовательской группы профессора Марселлы Каролло, – «Таким образом, мы имеем гигантскую черную дыру в пределах галактики обычного размера». Результат настолько поразил мировое сообщество, что два астронома, в том числе Со Хе Вон из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики (CFA) в Кембридже, штат Массачусетс, решили убедиться самостоятельно. В итоге оба пришли к тому же выводу.

Большинство галактик, включая наш Млечный Путь, имеют черную дыру в центре, которая удерживает миллионы и миллиарды звездных систем. «Черные дыры – объекты, которые обладают столь сильной гравитационной силой, что ничто, даже свет, не может избежать их. Теория относительности Эйнштейна описывает, как они искажают само пространство и время», – объясняет профессор швейцарской высшей технической школы Кевин Шавински, соавтор нового исследования. Существование черных дыр вскоре может быть однозначно доказано, поскольку центр галактик излучает особенно высокую энергию.

До сих пор наблюдения показывали, что чем больше количество звезд в галактике, тем крупнее черная дыра. «Это справедливо и в отношении близкой Вселенной, которая всего лишь отражает Вселенную в прошлом», – говорит Трахтенброт. Эта связь, наряду с другими доказательствами, привела к предположению, что рост черных дыр и формирование новых звезд прямо пропорционально связаны друг с другом. Последние результаты, однако, свидетельствуют, что эти процессы работают по-разному, по крайней мере в ранней Вселенной.

В далекие времена юные черные дыры, за которыми наблюдают Трахтенброт и его коллеги, составляли примерно 10% от массы своей галактики. В современной близкой Вселенной, черные дыры, как правило, достигают массы от 0,2% до 0,5% от их галактики. «Это означает, что это черная дыра росла гораздо быстрее, чем ее галактика CID-947, что противоречит основной теории», – объясняет научный сотрудник швейцарской высшей технической школы.

Художественное изображения орбитального телескопа рентгеновского диапазона Чандра. Credits: NASA

По данным орбитального телескопа рентгеновского диапазона «Чандра», исследователи пришли к выводу, что черная дыра достигла предела своего роста. Тем не менее, другие данные свидетельствуют о том звезды продолжают формироваться по всей галактике. Вопреки прошлым предположениям, движение энергетического и газового потока за счет гравитационных сил черной дыры не помешало созданию звезд.

Ученые считают, что CID-947 могла стать одной из самых экстремальных, массивных систем, которые мы наблюдаем в сегодняшней обозреваемой Вселенной. Они надеются получить более глубокое представление о связи между черной дырой и ее галактикой благодаря наблюдениям радиотелескопа ALMA в Чили.

Больше по теме:   Черные дыры