Три туманности на одном снимке

На новом изображении, полученном в ESO на входящем в комплекс VLT Обзорном телескопе VST, показаны два знаменитых и один менее известный небесные объекты. Справа на снимке заметно слабо светящееся облако газа Sharpless 2-54, в центре – Туманность Орел, а слева – Туманность Омега. Это космическое трио – всего лишь часть огромного газо-пылевого комплекса, который освещают изнутри рождающиеся в нем новые звезды.

Sharpless 2-54 и туманности Орел и Омега расположены примерно в 7000 световых лет от нас. Первые два объекта лежат в созвездии Змеи, а третий – в Стрельце. В этой части Млечного Пути находится гигантское облако звездообразующего вещества. Три названных туманности являются теми частями облака, где материя сгущается и образует новые звезды, высокоэнергетическое излучение которых заставляет окружающий газ светиться с характерным для ионизованного водорода розовым оттенком.

Sharpless 2-54 и Туманность Орел были открыты похожим образом: астрономы сначала заметили яркие звездные скопления, а затем протяженные и сравнительно слабые газовые облака, окружающие их. На месте Sharpless 2-54 английский астроном Вильям Гершель еще в 1784 заметил группу ярко сияющих звезд и внес ее в каталог под номером NGC 6604. На новом снимке это скопление видно в левой части объекта. Но связанное со скоплением очень слабо светящееся газовое облако оставалось незарегистрированным вплоть до 1950-х годов, когда американский астроном Стюарт Шарплесс заметил его на фотографиях Паломарского атласа неба.

Туманности Орел не пришлось так долго ждать своего «звездного часа». Швейцарский астроном Филипп Луи де Шезо открыл находящееся в ней яркое скопление NGC 6611 в 1745 или 1746 году. Спустя пару десятков лет француз Шарль Мессье тоже наблюдал этот участок неба и задокументировал присутствие на нем туманности, внеся ее в свой знаменитый каталог под номером Messier 16.

Яркую Туманность Омега в 1745 году описал тот же Шезо. Однако, каталог швейцарца не приобрел широкой известности и Мессье в 1764 году переоткрыл Туманность Омега, которая в его каталоге получила обозначение Messier 17.

Наблюдения, в ходе которых получено данное изображение, были выполнены с Обзорным телескопом VLT (VST) ESO, установленным в обсерватории ESO Параналь в Чили.

Больше по теме:   ESO  Туманности  Фотографии