В атмосфере подобной Венере экзопланеты обнаружен кислород

Далекая планета GJ 1132b заинтриговала астрономов сразу после ее открытия в прошлом году. Расположенная всего в 39 световых годах от Земли экзопланета, возможно, имеет атмосферу, несмотря на то, что раскалена до температуры около 230 градусов по Цельсию. Эта атмосфера, как считают ученые, является тонкой и разреженной.

В новом исследовании астроном Лаура Шефер из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики (США) со своими коллегами рассмотрела вопрос, что же случится с GJ 1132b со временем, если все началось с парообразной обогащенной водой атмосферы.

Экзопланета вращается вокруг своей звезды на расстоянии всего 2,25 миллиона километров, вследствие чего подвергается постоянному ультрафиолетовому ливню. Ультрафиолет расщепляет молекулы воды на водород и кислород, которые затем улетучиваются в космос. Однако, поскольку водород легче, он убегает значительно быстрее, чем кислород.

«На относительно холодных планетах кислород может являться признаком внеземной жизни и обитаемости. Но на горячей планете, как GJ 1132b, с точностью наоборот – она раскалена и пустынна», – пояснила Лаура Шефер.

Поскольку водяной пар является парниковым газом, то тепличные условия усиливают эффект от близкой звезды. В результате, поверхность планеты может оставаться расплавленной в течение миллионов лет.

«Магматический океан» будет взаимодействовать с атмосферой, поглощая примерно 10% от общего объема кислорода. Оставшиеся 90% со временем утекут в космос.

«GJ 1132b является первой скалистой планетой за передами Солнечной системы, на которой мы обнаружили кислород», – сказал Робин Вордсворт, соавтор исследования из Гарвардской школы инженерных и прикладных наук (США).

Если кислород все еще цепляется за GJ 1132b, то следующие поколения телескопов, такие как «James Webb» или «Giant Magellan Telescope», будут в состоянии его обнаружить и проанализировать.

Модель магматического океана и атмосферы может помочь ученым решить загадку эволюции Венеры. Вторая планета от Солнца, возможно, начала свою историю с земным количеством воды на поверхности, которая со временем распалась под действием солнечных лучей. Лаура Шефер предсказывает, что их исследование также обеспечит понимание других подобных миров. Например, система TRAPPIST-1 состоит из трех планет, которые могут находиться в обитаемой зоне. Так как они холоднее, чем GJ 1132b, у них гораздо больше шансов сохранить атмосферу.