В далекой галактике зафиксировано 15 новых таинственных радиовсплесков

Возможные объяснения повторяющихся всплесков варьируются от вспышек вращающихся нейтронных звезд до внеземных цивилизаций.

Проект Breakthrough Listen, участвующий в поисках признаков разумной жизни во Вселенной, обнаружил 15 коротких, но мощных радиоимпульсов, исходящих от таинственного и повторяющегося источника FRB 121102.

Быстрые радиовсплески (FRB) представляют собой кратковременные яркие импульсы радиоизлучения из отдаленных и в значительной степени неизвестных источников. FRB 121102 на сегодня является единственным повторяющимся из обнаруженных: более 150 высокоэнергетических всплесков зафиксировано от объекта, который расположен в карликовой галактике в 3 миллиардах световых лет от Земли.

Возможные объяснения повторяющихся всплесков варьируются от вспышек вращающихся нейтронных звезд с чрезвычайно сильными магнитными полями (магнетарами) до мощных лазерных импульсов, используемых внеземными цивилизациями для ускорения космических аппаратов.

Впервые обнаруженные с помощью телескопа «Parkes» в Австралии FRB теперь фиксируются радиотелескопами по всему миру. FRB 121102 был замечен 2 ноября 2012 года, и в 2015 году он стал первым, который повторился. Недавно обнаруженные импульсы покинули галактику-хозяина, когда Солнечной системе было менее 2 миллиардов лет. Жизнь на Земле в то время состояла только из одноклеточных организмов. Пройдет еще один миллиард лет, прежде чем начнется эволюция самой простой многоклеточной жизни.

В рамках проекта Breakthrough Listen по наблюдению ближайших к нам звезд и галактик в поисках внеземных технологий научная группа Калифорнийского университета в Беркли (США) включила FBR 121102 в список целей. 26 августа за 5 часов наблюдений в полосе частот 4-8 ГГц было накоплено 400 терабайт данных, в которых обнаружены сигнатуры коротких импульсов в широком диапазоне частот с характерной дисперсией или задержкой (в ​​зависимости от частоты).

Анализ 15 новых импульсов из FRB 121102 также показал, что FRB испускаются на более высоких частотах, чем наблюдалось ранее, причем наиболее яркое излучение идет примерно на 7 ГГц.

«Независимо от того, являются ли быстрые радиовсплески сигналами внеземных цивилизаций, Breakthrough Listen помогает раздвигать границы нашего понимания Вселенной вокруг нас», – заключил Андрю Симион, директор научно-исследовательского центра SETI в Беркли и руководитель проекта Breakthrough Listen.

Больше по теме:   Далекий космос