В Млечном Пути обнаружен «ледяной шар» земной массы

Открытие стало еще одним шагом к пониманию типов экзопланетных систем.

Ученые открыли новую планету с массой Земли, вращающуюся вокруг своей звезды на расстоянии нашей планеты от Солнца. Экзоланета, вероятно, слишком холодная, чтобы быть пригодной для жизни, потому что ее звезда слишком слаба. Тем не менее, открытие стало еще одним шагом к пониманию типов экзопланетных систем.

«Этот «ледяной шар» – планета самой низкой массы, когда-либо найденная посредством микролинзирования», – сказал Йосси Шварцвальд, аспирант из Лаборатории реактивного движения NASA и ведущий автор исследования, опубликованного в журнале Astrophysical Journal Letters.

Недавно обнаруженная планета OGLE-2016-BLG-1195Lb помогает ученым в попытке выяснить распределение планет в нашей Галактике. Открытым является вопрос, есть ли разница в частоте планет в центральной выпуклости Млечного Пути по сравнению с его диском. OGLE-2016-BLG-1195Lb находится в диске, как и две планеты, ранее обнаруженные космическим телескопом NASA «Spitzer» посредством микролинзирования.

«Хотя у нас есть только горстка планетных систем с хорошо определенными расстояниями, которые очень далеки от Солнечной системы, отсутствие обнаружений «Spitzer» в выпуклости указывает на то, что планеты могут быть менее распространены в центре нашей Галактики по сравнению с ее диском», – сказал Джефф Брайден, астроном из Лаборатории реактивного движения NASA и соавтор исследования.

Для нового исследования ученые отталкивались от первоначального события микролинзирования, отмеченного наземным экспериментом «OGLE», которым руководит Варшавский университет в Польше. Астрономы использовали сеть «KMTNet», которой управляет Корейский институт астрономии и космических исследований, и «Spitzer», чтобы отслеживать событие с Земли и из космоса. Таким образом, ученые имели две точки обзора, из которых можно было изучить объекты. Обобщив данные, они смогли обнаружить планету с помощью «KMTNet» и затем вычислить массу звезды и планеты, используя данные «Spitzer».

Хотя OGLE-2016-BLG-1195Lb имеет примерно такую ​​же массу, что и Земля, и находится на таком же расстоянии от звезды-хозяина, как наша планета от Солнца, сходство на этом заканчивается. OGLE-2016-BLG-1195Lb находится на расстоянии около 13 000 световых лет от Земли и вращается вокруг такой звезды, что ученые совсем не уверены, что это вообще звезда. Это может быть коричневый карлик, звездообразный объект, ядро ​​которого недостаточно горячее для ядерного синтеза. Масса объекта составляет 7,8% массы Солнца, то есть он находится на границе между звездой и не звездой.

В качестве альтернативы, это может быть ультра-холодная карликовая звезда, очень похожая на TRAPPIST-1, вокруг которой недавно обнаружили семь планет земного размера. Эти семь планет находятся даже ближе к TRAPPIST-1, чем Меркурий к Солнцу, и все они имеют потенциал для жидкой воды. Но экзопланета OGLE-2016-BLG-1195Lb, находясь на расстоянии 1 астрономической единицы от очень слабой звезды, будет чрезвычайно холодной, вероятно, даже холоднее, чем Плутон, так что любая поверхностная вода будет заморожена.

Имеющиеся сегодня наземные телескопы не могут обнаружить планеты меньшие, чем эта, используя метод микролинзирования. Для поиска малых тел в событиях микролинзирования необходим высокочувствительный космический телескоп. Исследовательский телескоп NASA «WFIRST», который планируется запустить в середине 2020-х годов, будет обладать этой возможностью.

Больше по теме:   Млечный Путь  Экзопланеты