Эндрю Морган

Джессика Меир

Последнее обновление 2 дня назад в разделе Астероиды

Опубликовано

Астрономы зафиксировали мощную вспышку на звезде Проксима Центавра

В ходе наблюдения за ближайшим к нам красным карликом Проксима Центавра команда астрономов из Института Карнеги (США) зафиксировала на ней мощнейшую вспышку, которая произошла в марте 2017 года. Это событие, по мнению ученых, буквально «выжгло» потенциально обитаемую Proxima b, удаленную от звезды всего на 7 миллионов километров (5% расстояния от Земли до Солнца).  Кроме этого результаты исследования, представленные в журнале Astrophysical Journal Letters, ставят под сомнение выводы испанских астрономов, которые в прошлом году сообщили об обнаружении пылевых поясов на орбите Проксима Центавра, что могло указывать на существования у нашей соседки многокомпонентной планетной системы.

«24 марта 2017 года стало очень плохим днем для Проксимы Центавра», – рассказывает Мередит Макгрегор, ведущий автор исследования.

Открытие сделано при повторном анализе данных, собранных массивом радиотелескопов ALMA в течение 10 часов в период с января по март 2017 года. На пике событие было в 10 раз ярче, чем самые мощные вспышки на Солнце, если наблюдать их на определенных одинаковых длинах волн. Вспышка увеличила яркость Проксимы Центавра в 1000 раз за 10 секунд. Ей также предшествовала меньшая вспышка, а оба события вместе продолжались менее двух минут.

«Вероятно, Proxima b была атакована излучением высокой энергии во время этой вспышки. За миллиарды лет с момента образования планеты события подобные этому сдули бы любую атмосферу и испарили океаны, уничтожив все живое. Исследование показало нам, что выводы об обитаемости планеты не могут быть основаны лишь на благоприятном расстоянии от звезды, позволяющем присутствовать воде на поверхности в жидком виде», – пояснила Мередит Макгрегор, добавив, что предыдущие исследования указывают на регулярность вспышек на Проксима Центавра.

Исследование, опубликованное в марте 2017 года, основывалось на этом же наборе данных ALMA, но рассматривало среднюю яркость звезды, которая включала как световой поток, так и вспышки. Тогда испанские астрономы связали наблюдения с несколькими дисками пыли, окружающими Проксима Центавра, которые могут напоминать Пояс астероидов и пояс Койпера в нашей Солнечной системе и указывают на существование большего количества планет или планетных тел в соседней звездной системе.

«Мы не усредняли полученные данные, а рассматривали их как функцию времени, и теперь нет оснований думать, что вокруг Проксимы Центавра существует значительное количество пыли. Нет убедительных доказательств, что ближайший к Солнцу красный карлик обладает богатой планетарной системой, подобной нашей», – заключила Алисия Веинберджер, соавтор исследования.

Больше по теме:   Красные карлики  Экзопланеты