Самые интересные астрономические открытия, события и фотографии 2018 года по версии Ин-Спейс

А чем запомнился вам 2018 год?

Не за горами 2019 год, и прежде чем повесить на стену новый календарь, предлагаем вам вместе с редакцией Ин-Спейс подвести итоги года уходящего. Что же было в 2018 году самым запоминающимся, зрелищным и важным?

Самые интересные открытия и важные события 2018 года

В метеоритах обнаружены все ингредиенты, необходимые для зарождения жизни

Анализ образцов двух метеоритов, упавших на Землю после космического путешествия длинною в несколько миллиардов лет, показал наличие в них ингредиентов для зарождения жизни: жидкой воды и смеси сложных органических соединений, таких как углеводород и аминокислоты. Открытие дает новое представление о ранней истории Солнечной системы и геологии астероидов, а также намекает на возможное существование жизни в окрестностях Земли.

Новое доказательство вторжения звезды в Солнечную систему

Судьбоносная встреча миллиарды лет назад могла сформировать внешние части Солнечной системы, оставив внутренние области в основном нетронутыми.

Уточнена временная шкала зарождения и эволюции жизни на Земле

Новое исследование использовало комбинацию геномных и ископаемых данных, чтобы объяснить историю жизни на Земле от ее происхождения до наших дней.

Поиск темной энергии наткнулся на останки 11 галактик, разорванных Млечным Путем

Проект «Dark Energy Survey» (DES), изучающий таинственную силу, ответственную за ускоренное расширение Вселенной, опубликовал интригующие результаты. Ученые обнаружили 11 новых звездных потоков, оставшихся от меньших галактик, разорванных в клочья Млечным Путем. Наряду с попыткой приоткрыть занавес загадочной темной энергии, исследование поможет астрономам собрать паззл истории Млечного Пути и других галактик.

Обнаружена самая далекая карликовая планета Солнечной системы

В рамках проекта по поиску гипотетической девятой планеты астрономы наткнулись на объект, который на момент обнаружения оказался самым удаленным от Земли из известных в Солнечной системе. Сейчас он находится на расстоянии около 120 астрономических единиц от Солнца, а один год на нем длится не менее 1000 земных лет.

Воссозданы крошечные капли вещества ранней Вселенной

Сталкивая протоны и нейтроны с ядрами золота в рамках проекта PHENIX в Релятивистском коллайдере тяжелых ионов (RHIC, США), физикам удалось получить капли ультра-горячей материи, называемой кварк-глюонной плазмой, которая заполняла всю Вселенную в течение первых нескольких микросекунд после Большого взрыва, в момент, когда она была еще слишком горячей, чтобы частицы могли собираться вместе и образовывать атомы.

Японские «роботы-попрыгунчики» высадились на астероид

Пара роботов-роверов приземлилась на астероиде Ryugu и приступила к изучению космического тела. Миссия Японского агентства аэрокосмических исследований (JAXA) стремится пролить свет на истоки Солнечной системы и знаменует первое в мире передвижение ровера по поверхности астероида.

Космический аппарат NASA «Voyager 2» вышел в межзвездное пространство

Сейчас зонд находится на расстоянии чуть более 18 миллиардов километров от Земли и входит в новый этап своего путешествия.

Затерянный мир: в недрах Земли обнаружена огромная экосистема, процветающая миллионы лет

Едва живые бактерии-зомби и другие формы жизни, содержащие в себе огромное количество углерода, которое превышает в 245-385 раз углеродную массу всех людей на Земле, скрывается в недрах нашей планеты на глубине до 5 километров, образуя тем самым невероятно обширную подповерхностную экосистему.

В юной Вселенной обнаружена колоссальная космическая структура

Гигантский протокластер галактик в отдаленной Вселенной не вписывается в общепринятые космологические модели.

Ливень, настигший «Cassini» перед гибелью, раскрыл органический состав атмосферы Сатурна

Используя последние измерения космического аппарата «Cassini», ученые из Юго-западного научно-исследовательского института обнаружили, что сложные органические вещества опускаются из колец Сатурна в его верхнюю атмосферу. Последние обороты зонда вокруг гиганта позволили инструментам захватить пробы частиц кольцевой среды и обнаружить воду и более тяжелые вещества.

Доступ к воде на Марсе оказался гораздо проще, чем считалось ранее

Исследователи, использующие данные космического аппарата NASA MRO, обнаружили восемь участков, где на разрушающихся склонах обнажаются толстые отложения льда, скрытые под поверхностью Марса. Лед, вероятно, долгое время осаждался как снег. Отложения экспонируются в поперечном сечении в виде относительно чистого водного льда, покрытого метровым слоем породы и пыли. Они содержат ключи от истории климата Марса, а также открывают доступ к замороженной воде для будущих миссий.

Астрофизики представили самую реалистичную компьютерную модель Вселенной

Новейшие вычислительные методы позволили создать самую реалистичную модель Вселенной. Инструмент дает важную информацию о том, как черные дыры влияют на распределение темной материи, как тяжелые элементы производятся и распространяются по всему космосу и откуда возникают магнитные поля.

Лабораторные опыты показали, что на Энцеладе возможна жизнь

Некоторые очень устойчивые земные микробы могли бы процветать в скрытом океане Энцелада, ледяного спутника Сатурна и главного кандидата в поисках внеземной жизни. Ученые успешно вырастили некоторые из этих крошечных организмов в лабораторных условиях, соответствующих далекой луне, подтвердив таким образом возможность существования жизни в подповерхностном океане.

Гигантское столкновение «положило» Уран на бок и сделало его самой холодной планетой Солнечной системы

Столкновение Урана с объектом, примерно вдвое превышающим по массе Землю, привело к наклону оси вращения ледяного гиганта. Кроме этого такое событие может объяснить чрезвычайно низкую температуру в верхнем слое его атмосферы.

Обнаружено одно из древнейших скоплений галактик

Используя телескопы ALMA и APEX, астрономы заглянули в самую глубь Вселенной, во времена, когда ее возраст составлял лишь одну десятую нынешнего, и увидели зарождение гигантского галактического скопления: массового столкновения молодых галактик, в которых происходят вспышки звездообразования. Свет от этого объекта начал свое путешествие к нам, когда возраст Вселенной составлял не более 1,4 миллиарда лет.

«Gaia» показал, что Вселенная расширяется быстрее, чем принято считать

Последние данные спутника ESA «Gaia» показали, что Вселенная расширяется на 9 процентов быстрее, чем принято считать, и ученые пока не знают почему. Несоответствие является значительным и проблематичным, поскольку эта скорость рассматривается как наиболее фундаментальное число в космологии.

Образование звезд во Вселенной началось спустя 250 миллионов лет после Большого Взрыва

Наблюдения за галактикой MACS1149-JD1, расположенной на расстоянии 13,28 миллиардов световых лет от Земли, показали четкие линии кислорода, которые указывают на присутствие в ней звезд второй популяции и позволяют предположить, что звездообразование во Вселенной началось на неожиданно ранней стадии – спустя 250 миллионов лет после Большого Взрыва.

На Марсе обнаружены десятки древних озер

Область на северо-востоке равнины Эллада, расположенной в южном полушарии Марса, содержала многочисленные эфемерные озера во времена, когда на Красной планете царил относительно теплый и влажный климат.

Лучшие фотографии и изображения космоса 2018 года

Трехмерная визуализация живописной туманности Ориона

Астрономы и специалисты по визуализации из программы NASA «Universe of Learning» объединили наблюдения космических телескопов «Hubble» и «Spitzer» в видимом и инфракрасном свете, чтобы создать беспрецедентный трехмерный полет через живописную туманность Ориона. Используя научные снимки и другие данные в сочетании с голливудскими технологиями, команда ученых создала самую лучшую и самую подробную многоволновую визуализацию фотогеничной туманности.

Спиральная галактика с перемычкой NGC 1398

В рамках программы «Космические сокровища ESO» – просветительского проекта, целью которого является фотографирование при помощи телескопов Европейской южной обсерватории интересных, загадочных или просто красивых космических объектов, астрономы получили портрет спиральной галактики с перемычкой NGC 1398.

«Искусственные звезды» помогли запечатлеть великолепный космический пейзаж

В ходе тестовых испытаний камеры HAWK-I в сочетании с системой адаптивной оптики GRAAL на Очень Большом Телескопе (VLT) Европейской южной обсерватории (ESO) астрономы получили снимок красочного звездного скопления RCW 38 и окружающих его облаков ярко светящегося газа.

Великолепная Венера глазами космического аппарата «Akatsuki»

На борту «Akatsuki» установлено шесть инструментов, среди которых камеры инфракрасного и ультрафиолетового диапазонов, предназначенные для исследования атмосферы и облаков Венеры. Благодаря снимкам, полученным этими инструментами, теперь у нас есть возможность увидеть самую горячую планету Солнечной системы во всей красе.

Европейский зонд запечатлел наступление пыльной бури на Марсе

Камера высокого разрешения космического аппарата ESA «Mars Express» захватила впечатляющее наступление пылевых облаков, видимое в правой половине кадра, вблизи северной полярной ледяной шапки Марса в апреле 2018 года.

Когда звезды отбрасывают тень

Космический телескоп «Hubble» захватил часть чудесной туманности Змеи, освещенную звездой HBC 672. Молодое светило отбрасывает на туманность яркую тень, прозванную Летучей Мышью, раскрывая контрольные признаки своего невидимого протопланетного диска.

Земля под объективом «Kepler»

Получение снимков нашей планеты с точки зрения далекого космического аппарата стало доброй традицией NASA с тех пор, как 28 лет назад «Voyager» показал «бледно-голубую точку» на просторах космоса. Но взгляд на Землю с космическим телескопом «Kepler» – это совсем другая история.

«InSight» сделал первое селфи на Марсе

Помимо снимков для автопортрета модуль передал на Землю изображения «рабочего пространства», на котором в будущем будут установлены научные инструменты.

«Hubble» получил великолепные снимки туманности Лагуна

В честь 28-й годовщины пребывания в космосе космический телескоп «Hubble» получил новое удивительно красочное изображение туманности Лагуна, удаленной от Земли примерно на 5000 световых лет. Первооткрывателем этого величественного, заполненного горячим газом региона является итальянский астроном Джованни Баттиста Годиерна, который описал его в своем каталоге в 1654 году.

Коллекция разнообразных протопланетных дисков вокруг молодых звезд

На изображениях, полученных с приемником SPHERE на Очень Большом Телескопе (VLT) Европейской южной обсерватории (ESO), пылевые диски вокруг близлежащих молодых звезд представлены в гораздо больших подробностях, чем прежде. Они обладают разнообразными формами, размерами и структурой, в том числе, признаками наличия в них формирующихся планет. Полученные изображения дают представление о том, как могла выглядеть наша Солнечная система на ранних стадиях своего формирования, более четырех миллиардов лет назад.

Новый «охотник» за экзопланетами TESS передал первый снимок на Землю

В ходе облета Луны одна из четырех камер TESS сделал тестовый снимок, на котором можно рассмотреть до 200 000 звезд.

Новый радиотелескоп получил невероятный снимок окружения черной дыры в центре Млечного Пути

На мероприятии, посвященном началу научных наблюдений MeerKAT, была представлена панорама центра Млечного Пути, полученная с помощью нового телескопа в ходе тестовых испытаний, которая раскрывает необычные детали в области, окружающей сверхмассивную черную дыру.

Пополнения в научном полку в 2018 году

2018 год дал старт нескольким беспрецедентным научным миссиям, которым по силам перевернуть представление о космическом пространстве и его содержимом.

ExTrA приступил к поиску гостеприимных миров

В Европейской южной обсерватории успешно прошли испытания новой системы телескопов ExTrA, которая займется поиском и исследованием землеподобных планет у близлежащих красных карликов.

TESS: миссия NASA по поиску второй Земли

В апреле 2018 года на охоту за обитаемыми планетами на орбитах красных карликов отправился небольшой телескоп TESS массой всего 350 килограмм.

InSight: «марсотрясение» всколыхнет планетарную науку

Миссия NASA по изучению Марса с помощью исследовательского посадочного аппарата с сейсмометром. Рассчитана на два года. Успешная посадка на Красную планету состоялась 26 ноября 2018 года в 22:53 по московскому времени.

В Южной Африке введены в эксплуатацию «глаза» радиотелескопа «MeerKAT»

25 мая в Южной Африке введен в эксплуатацию первый в мире оптический телескоп, связанный в одну сеть с радиотелескопом. Симбиоз двух инструментов поможет ученым заглянуть в самые отдаленные уголки Вселенной, обеспечить понимание мимолетных астрономических событий, таких как взрывы звезд, а также раскрыть тайны загадочных быстрых радиовсплесков, черных дыр и нейтронных звезд.

«Parker Solar Probe» начал историческое путешествие к Солнцу

Зонд оснащен четырьмя комплектами приборов, предназначенных для исследования магнитных полей, плазмы и энергетических частиц и захвата изображений солнечного ветра.

Ушли в отставку в 2018 году

Немного светлой грусти: в 2018 году подошли к завершению несколько выдающихся космических миссий. Их вклад в развитие науки невозможно переоценить, и ученые продолжат анализировать собранные ими данные, поднимая новые вопросы о Вселенной и раскрывая ее давние секреты.

NASA объявило о завершении миссии телескопа «Kepler»

15 ноября 2018 года космический телескоп NASA «Kepler» получил последний набор команд, названный руководителями миссии «спокойной ночи», которые окончательно отключили связь «охотника» за экзопланетами с Землей.

Завершена миссия космического аппарата NASA «Dawn»

Космический аппарат NASA «Dawn» замолчал, завершив историческую миссию, которая была посвящена изучению «капсул времени», оставшихся с момента зарождения Солнечной системы.

От редакции Ин-Спейс

Кроме этого для нас интересный 2018 год отмечен несколькими значимыми шагами. Сайт Ин-Спейс прошел регистрацию как средство массовой информации, став официальным сетевым изданием. Также в 2018 году мы вышли на новый уровень сотрудничества с ключевыми научными зарубежными журналами, пресс-центрами космических агентств, обсерваторий и астрономических и научных обществ. Теперь у нас есть возможность заранее готовить информацию об исследованиях и открытиях и максимально оперативно рассказывать вам о них. Ежедневно мы общаемся с учеными, просматриваем, отбираем и переводим лучшие материалы космической тематики, чтобы дать каждому заинтересованному человеку представление о Вселенной и нашем месте в ней.

Прилагаемые редакцией усилия не проходят зря, и вы, дорогие читатели Ин-Спейс, лучшее тому подтверждение: в 2018 году наша аудитория выросла по сравнению с 2017 годом более чем в 6 раз, а по сравнению с 2016 годом – в 13 раз, уверенно и значительно перешагнув отметку в 1 миллион. Спасибо, что идете с нами по этому интересному пути! Поздравляем с наступающим Новым годом, в котором всех нас ждет еще больше интересных и волнующих космических тем!